Педагог-психолог высшей квалификационной категории Лебедева Татьяна Петровна.
Ведет психологическое сопровождение старших и подготовительных групп, адаптацию детей кратковременных групп. Индивидуальные консультации по средам по предварительной записи.
Нормы развития и психофизиологические особенности детей 2- 4 лет. ⋘ полный текст
Существует 3 наиболее важных детских кризиса: от 2-х до 4-х лет, от 7 до 9 лет и от 13 до 15 лет.
В эти периоды происходят существенные изменения в организме.Рассмотрим возраст от 2–х до 4-х лет. Ребенок быстро прибавляет в росте от 2-х до 3-х лет, а с 3-х до 5 лет рост немного замедляется, утолщается кожа, становится более эластичной, количество кровеносных сосудов в ней уменьшается, она становится более стойкой к механическим воздействиям. Увеличивается масса сердца, организм готов к более сложным физическим нагрузкам. Увеличивается масса головного мозга, в 3 раза по сравнению с массой при рождении, что обеспечивает интеллектуальное развитие. Все эти изменения отражаются на сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной системе, ребенок чувствует в организме необычные ощущения: повышенную утомляемость, раздражительность, перепады настроения. Дети отличаются повышенной ранимостью и склонностью к заболеваниям. + ко всему у ребенка формируется чувство собственного « Я», « Я сам», « Я хочу», « Я не хочу», и т д. Этот возраст называют кризисом 3-х лет.( у некоторых детей такое поведение длится не долго и угасает сразу после 3-х лет и к 4-м годам они становятся более послушными.
Возрастной период от 2 до 3 лет – это наиболее тревожное для родителей время, так как три года знаменуются кризисом, переломным моментом в жизни каждого ребенка. Для того чтобы быть более уверенным в том, что малыш растет и изменяется в соответствии с нормой, следует ориентироваться на основные показатели разностороннего развития ребенка раннего возраста от 2 до 3 лет.
Нормы развития ребенка с 2 до 3 лет
Малыш, которому исполнились два с половиной года, в норме должен уметь следующее:
♦ самостоятельно и довольно уверенно пить из чашки; пользуясь чашкой, ребенок уже практически не проливает ее содержимого - разве что поторопится или начнет баловаться во время еды; чашку ребенок этого возраста уверенно держит в руках;
♦ самостоятельно кушать; малыш достаточно крепко держит в руке ложку и уверенно ложкой пользуется; хотя, конечно, у малыша этого возраста при еде некоторая часть пищи может оказаться на груди, а некоторая часть непременно окажется размазанной по щекам;
♦ кушать, сидя за общим столом; сидя за обеденным столом вместе с другими членами семьи, ребенок чувствует себя уверенно и комфортно; он уже знает свое место за столом и обижается, если кто-то займет это место, и он очень обижается, если его вообще по каким-то причинам не посадят за обеденный стол;
♦ принимать участие в общей беседе; понимать и принимать тон беседы (серьезный, ироничный, шутливый и пр.); ребенок уже хорошо понимает подшучивания над ним взрослых и, в свою очередь, сам пытается со взрослыми шутить; это говорит о том, что ребенок уже имеет чувство юмора;
♦ принимать активное участие в одевании; самостоятельно одеваться малыш еще не может, зато он уже может самостоятельно раздеваться (маме остается только проследить, чтобы ребенок аккуратно разложил свою одежду; если мама за этим не проследит, она потом может долго разыскивать его одежду: курточку найдет в прихожей, один сапожок - в детской, другой - на кухне, а шапочку и варежки - в кабинете у папы на шкафу);
♦ самостоятельно умываться, мыть руки с мылом или без мыла; вытирать лицо и руки полотенцем; мамы, имеющие опыт воспитания детей, знают, что дети этого возраста зачастую ленятся умываться, но умеют умываться они хорошо; о необходимости умываться малышам следует постоянно напоминать;
♦ самостоятельно причесываться; ребенок демонстрирует хороший навык причесывания, если в руках у него гребешок с редкими зубьями или массажная щетка; если же причесываться приходится расческой с частыми зубьями, навык оставляет желать лучшего - малыш не столько причесывается, сколько приглаживает волосы расческой;
♦ может пробовать надевать обувь; ребенок уже довольно уверенно надевает домашние тапочки, может надеть и сандалики - справится с пряжками; а вот с надеванием осенней или зимней обуви у него могут возникнуть проблемы - особенно, если обувь на шнурках; с обувью на «липучках» малыш этого возраста справляется вполне уверенно; впрочем это не значит, что ребенку следует покупать исключительно обувь на «липучках»; когда-то ведь надо осваивать и навык завязывания шнурков; довольно часто ребенок по неопытности надевает обувь не на ту ногу, причем, если ошибку не исправить, он не будет испытывать особенных неудобств, не будет стремиться переодеть обувь;
♦ ходить практически так же уверенно, как ходит взрослый человек; демонстрируя почти совершенный навык ходьбы, ребенок все же иногда падает; но причина падений, как правило, — в невнимательности;
♦ довольно быстро и уверенно бегать; если ребенок во время бега падает, то в большинстве случаев не ушибается сильно и не плачет; объясняется это тем, что малыш уже научился падать;
♦ подниматься и спускаться по лестнице без помощи взрослых; ребенок этого возраста и поднимается-то по лестнице, как поднимается взрослый человек, — он ставит ногу на одну ступеньку, затем ступает другой ногой на другую ступеньку, и так спокойно идет вверх;
♦ прыгать с места; следует, однако, сказать, что ребенок двух с половиной лет прыгает еще недалеко;
♦ уверенно и много говорить; большинство детей этого возраста уже имеют достаточно хорошее произношение; если ребенок говорит не спеша, если старается говорить ясно, сглаживаются даже имеющиеся дефекты произношения; ребенок задает очень много вопросов и настойчиво добивается ответов.
Нормы развития ребёнка 3-4 лет
К трем годам у ребенка совершенствуется координация движений, приобретаются более сложные навыки. Малыш кушает сам. При условии постоянной практики он может самостоятельно одеваться и раздеваться: застегивать пуговицы, натягивать колготы, обувь. Хотя малыш еще может путать левую и правую туфлю и надевать футболку задом наперед.
Что касается самостоятельности, то к трем годам малыш начинает проявлять инициативу, заботясь о других.
ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
1. На основе наглядно-действенного мышления к 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в « как будто».
2. Преобладает воссоздающее воображение, т.е. ребенок способен лишь воссоздавать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослых. Большое значение в развитии воображения играют опыт и знания ребенка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешивание элементов из различных источников, реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у него, эмоционально насыщены и реальны для него.
3. Память непроизвольная, преобладает узнавание , а не запоминание. Хорошо запоминается то, что было связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено.
4. Ребенок еще не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую. Различает и называет 5 форм (круг, квадрат, прямоугольник, овал и треугольник). 8 цветов – красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный, фиолетовый, оранжевый).
5. Ребенок младшего дошкольного возраста не может ориентироваться в пространстве и во времени. Время текуче, оно не имеет наглядной формы и поэтому с ним нельзя совершать действия, любые действия происходят во времени, а не со временем.
Советы родителям по адаптации ребенка в детском саду
Совет первый - Неполный день
Постарайтесь не оставлять ребенка на полный день. Желательно первое время забирать его тогда, когда он еще не устал. Время пребывания в саду увеличивайте постепенно.
Совет второй - Правила личной гигиены
Целесообразно узнать все правила, которые существуют в садике, особенно те, что касается личной гигиены. Постарайтесь придерживаться их дома – тогда ребенку легче будет привыкнуть к требованиям садика. Обязательно оставьте в садике запас одежды и белья, чтобы в случае необходимости ребенок мог быстро переодеться в чистое и сухое.
Совет три - Еда
Не приучайте детей к перекусам, а соблюдайте режим питания. Организм ребенка привыкает к перекусам и в саду ему этого может не хватать. Малыш будет испытывать дискомфорт, но объяснить не сможет. Ест ли ребенок сам или ему нужна помощь? Уверенно пользуется ложкой и вилкой? Решите, как много вы хотите помощи в этом вопросе от воспитателей. Расскажите о ваших пожеланиях людям, которые будут непосредственно общаться с вашим малышом.
Совет четыре - Сон
Очень часто родители уверены, что ребенку не нужен дневной сон, ведь дома его не уложишь. В детском саду дети спят, потому что их жизнь гораздо более динамична и насыщена, и после обеда дети просто валятся с ног от усталости.
Совет пять - Одежда
Одежда должна быть удобной и комфортной. Что для вас важнее — чтобы он выглядел самым модным и стильным или, чтобы он не боялся испачкаться и помять одежду? Обратить внимание на удобство застежек. Пусть маленький человек чувствует себя комфортно и свободно, а одежда не будет предметом ваших сожалений и претензий к ребенку.
Совет шесть - Игрушки
Договоритесь с ребенком, что он будет приносить в детский сад только те
игрушки, с которыми он готов поделится, и пропажа или порча которых не
вызовет бурю слез. Помните сейчас идет адаптация к детском саду, это и так
тяжело для вашего ребенка, и лишние потрясения ему совсем ни к чему.
Совет семь - Расставание
Расставание с мамой — для всех животрепещущий вопрос. Очень многие дети плачут при расставании. Их приходится долго уговаривать и отвлекать. Воспитатель поможет вам в этом, но в ваших силах сделать расставание менее болезненным. Узнайте, как ребенок чувствует себя в ваше отсутствие. Если он быстро успокаивается, не грустит то, скорее всего, причина в ритуале расставания. Необходимо придумать или изменить ритуал, чтобы ребенку было легче вас отпустить.
Совет восемь — Никогда не обманывайте ребенка Обман — даже если у вас изменились планы — может стать очень тяжелой правдой для ребенка, поколебать его доверие к вам и свести на нет все усилия по успешной адаптации в саду. Поэтому, если не уверены, сможете ли выполнить свое обещание — лучше забрать ребенка раньше без предупреждения — это станет для него приятным сюрпризом.
НАСТРОЙТЕСЬ ПОЗИТИВНО
Часто родители спрашивают, сколько времени длится адаптационный период? Конечно, многое зависит от самого ребенка. Но если вас ждут на работе, то начинайте приучать малыша к условиям дошкольного учреждения за 4-6 месяцев до выхода на работу.Замечу, как мы, взрослые, порой бываем, черствы к нашим детишкам. В этот трудный для малыша период, когда все незнакомо ему в дошкольном учреждении, мы начинаем отсчитывать, в какой временной отрезок уложился малыш, привыкнув к новым условиям жизни. Одни считают: ровно 128 дней. Другие дают месяц-два, иначе приговор: "Не детсадовский ребенок". Да не бывает таких! Такими бывают сами взрослые. Если мама с ужасом вспоминает свое детство в стенах неудачного детского садика, она неосознанно закладывает в сознание ребенка негативный образ детского учреждения. В сердцах такая мама восклицает: " Почему не ешь сам? Вот отдам тебя в детский сад, останешься голодным - никто кормить тебя там не будет! Тогда живо возьмешься за ложку! ", "Убирай игрушки сам! Вот пойдешь в детский сад, там тебе спуску не дадут!". А еще печальнее, когда начинают пугать темной комнатой, углом.
Важно позитивно настроить ребенка на грядущие перемены в его жизни.
Постарайтесь, как можно больше рассказывать, как вы сами ходили в детский сад, что было там интересно, занимательно. Можно даже придумывать истории с детьми, которые ходят в детский сад. А еще лучше говорить: "Научишься одеваться сам, тогда тебя примут!", " Ты сегодня толкнул своего приятеля Ромку, зачем такие дети детскому саду? Там все добрые, приветливые дети. Пора исправляться! Времени осталось мало".
В большинстве случаев мамы, выходя на работу, вынуждены отдавать детей в дошкольное учреждение к трем годам.
Формируем навыки самообслуживания у детей 2 – 3 лет
К трем годам у ребенка должны быть сформированы культурно-гигиенические навыки (самостоятельно есть ложкой, проситься в туалет и пользоваться горшком, умываться и мыть руки, пользоваться полотенцем) и навыки самообслуживания.
Бытовые навыки ребенка 2-3 лет
-
Одевается самостоятельно, с небольшой помощью взрослого.
-
Раздевается самостоятельно; складывает свою одежду перед сном.
-
Застегивает несколько пуговиц.
-
Завязывает (связывает) шнурки.
-
Знает назначение многих предметов, их местонахождение и предназначение.
-
Выполняет поручения из двух-трех действий (отнеси, поставь, принеси).
-
Может вымыть руки с мылом, умыться, вытереться полотенцем.
-
Замечает беспорядок в своей одежде.
-
Пользуется носовым платком.
-
Вытирает ноги при входе в квартиру.
-
Регулирует свои физиологические потребности.
-
Ест аккуратно.
-
Держит ложку за конец ручки.
-
Пользуется салфеткой.
-
Не выходит из-за стола до конца еды.
-
Не мешает за столом другим.
-
Говорит "спасибо", здоровается, прощается.
Возможно, эти навыки сформированы частично. В этом случае могут возникнуть трудности в процессе адаптации. Особенно если дома соблюдение режимных моментов и сами навыки осуществляется в отрицательно окрашенной эмоциональной обстановке. Тогда в группе малышу будет сложно выполнять требования воспитателя и он будет протестовать против них, избегать. Как следствие, не принятие ребенком обстановки детского сада и трудности в адаптации. Во время подготовки к новому учебному году мы решили напомнить родителям, как обучать малыша культурно-гигиеническим навыкам:
- обучение проходит при совместной деятельности взрослого и ребенка:
- обучение должно быть постепенным, по мере овладения простым действиями, вводить более сложные составляющие;
- при обучении осуществлять показ самого действия, фиксировать внимание на его «секретах» (Например, главный «секрет» приема пищи – брать еду с ложки губами, а не языком. Взрослый при этом вытягивает губы «трубочкой», имитирует втягивание его содержимого.);
- по мере приобретения навыка доля участия взрослого сокращается, а доля самостоятельности ребенка увеличивается, взрослый только наблюдает, подсказывает правильное действие;
- поощрение самостоятельных действий укрепляет положительное отношение, утверждает в стремлении к самостоятельности.
- ласковый голос, спокойное и доброжелательное отношение настраивают малыша на взаимодействие. Потешки, песенки, присказки делают процесс формирования навыка более привлекательным.
Учимся умываться
- Завернуть рукава одежды
- Взять мыло и намылить руки – сделать белые перчатки
- Смыть мыло под струей воды
- Вымыть лицо (взрослый называет каждую его часть). Учимся сморкаться: зажимая то одну, то другую ноздрю, с усилием «выдуть» струю воздуха.
- Еще раз обмыть руки водой
- Снять полотенце
- Насухо вытереть лицо и руки (взрослый называет части тела и лица, которые вытираются)
- Предложить посмотреть в зеркало: «Вот какой я чистенький»
Учимся пользоваться полотенцем
Предложить ребенку
- Снять полотенце с крючка
- Положить его на одну руку, затем «спрятать» под него вторую руку
- Ровно держа полотенце посередине, поднести его к лицу, наложить на него, прижимая, касаться каждой части лица
- Освободить одну руку из-под полотенца и вытирать ее движением руки, спрятанной под полотенцем
- Поменять руки местами
Все действия сопровождаются оживленным разговором с малышом и, при необходимости, показом.
Учимся пользоваться носовым платком
- Знать назначение носового платка
- Спокойно относиться к процедуре использования платка по назначению
- Спокойно относиться к процедуре использования платка по назначению
- Находить носовой платок в кармане платья, кофты, и т.п.
- Самостоятельно доставать платок из кармана и использовать его по назначению
- Постепенно формировать умение разворачивать и сворачивать платок, аккуратно класть его в карман
- Обращать внимание на чистоту носового платка
Учим пользоваться расческой
- Знать свою расческу и место, где она лежит
- Показать функциональное назначение расчески и формировать навык ее использования
- Исключить возможность пользования чужой расческой
Учимся пользоваться зеркалом
- Знать, что такое зеркало и его функциональное назначение (причесываться перед зеркалом, рассматривать свою одежду)
- подводить малыша к зеркалу, обращать внимание на чистоту одежды и лица.
Календарь развития ребёнка от 1 года до 6 лет.
Ваш малыш уже подрос и ему больше одного года. В этом разделе Вам предлагается календарь-таблица развития эмоций и социальных навыков у ребёнка. С помощью этого календаря развития Вы сможете самостоятельно оценить, соответствует ли эмоциональное развитие и уровень приобретённых Вашим ребёнком социальных навыков тем стандартам, которые предъявляются к детям в возрасте от 1 года и до 6 лет.
Таблица нормативных требований к детям в области
развития эмоций и социальных навыков в возрасте от 1 года и до 6 лет.
Примечание:
Каждый из закрашенных прямоугольников соответствует нормативному возрастному интервалу, в течение которого появляется новая нормативная способность ребёнка, обозначенная текстом на том же уровне, что и прямоугольник.
При работе с таблицей мысленно проведите вертикальную линию в точке, соответствующей возрасту Вашего ребенка. Проверьте, с какими из прямоугольников пересечётся данная линия.
Эти прямоугольники, а также и те, которые находятся слева от линии, и будут определять те нормативные способности (согласно перечню), которыми должен обладать Ваш ребёнок в его возрасте. Вам остаётся сверить это с фактическим состоянием его развития.
Если большая часть навыков им усвоена, Вы можете делать вывод о том, что Ваш ребёнок развивается нормально. Если же большая часть нормативных навыков ребёнком ещё не усвоена, то может идти речь об
отставании в развитии в той или иной степени.
Если Вашим ребёнком уже усвоена, наряду с нормативными требованиями к его возрасту, также и большая часть навыков, соответствующих более старшему возрасту, то это означает, что он опережает своих сверстников в развитии по всем показателям.
Если задержка или опережение в развитии происходит частично и только в одной или двух областях, тогда может идти речь о негармоничном развитии.
Во всех случаях, когда родителями малыша или малышки обнаруживаются какие-либо отклонения в эмоциональном развитии ребёнка, необходимо как можно раньше обратиться к детскому психологу для получения эффективной помощи для коррекции этих отклонений.
Застенчивый ребенок
Застенчивого ребенка легко отличить от ребенка общительного. Чаще всего застенчивый ребенок привязан к одному из родителей, который проводит с ним больше времени, и буквально виснет на нем. Такой ребенок тяжело идет на контакт, не смотрит в глаза при общении, не любит в доме посторонних людей, прячется от них.
Застенчивость для ребенка является серьезным барьером при общении со сверстниками, она препятствует расширению кругозора, развитию эмоциональной и интеллектуальной сфер. Для решения подобной проблемы в первую очередь надо найти и устранить основную причину возникновения застенчивости, понять, что чувствует застенчивый малыш. Чаще всего это неуверенность в себе, эмоциональная чувствительность к словам и опенкам окружающих, повышенная обидчивость, неумение выстраивать диалог с другими детьми.
Причины застенчивости
- Наследственность, то есть застенчивость врожденная, генетически переданная от родителей.
- Психотравма в раннем возрасте (испуг, помещение в больницу, конфликты в семье и т.д.).
- Ошибки в воспитании или образ жизни семьи. Так, застенчивость у детей чаще встречается в закрытых от общения семьях, при повышенной тревожности или гиперопеке, высоких ожиданиях и категоричности со стороны родителей по отношению к ребенку.
- Неудачный первый опыт общения.
Рекомендации по коррекции застенчивости
- Оказывайте ребенку эмоциональную поддержку в новых для него ситуациях. Поощряйте его, учитывайте его мнение, демонстрируйте гибкость в общении, совместно с ребенком ищите решения, можно даже заранее продумывать фразы для общения и т.п. Давайте ребенку поручения, связанные с общением.
- Постарайтесь научить ребенка здороваться за руку, глядя человеку в глаза, но делайте это без насилия и постепенно. Можно также показать малышу, как вежливо обратиться к прохожему и узнать, который сейчас час. С каждым днем увеличивайте количество «опрошенных» и вместе с малышом заносите результаты в специальный «Дневник успехов». Успех ребенка в какой-нибудь деятельности — сильнейшее лекарство от застенчивости.
- Развивайте познавательную активность ребенка. Разносторонне развитый человек привлекает к себе внимание окружающих, с ним многие хотят общаться и дружить.
- Обязательно хвалите малыша, когда он работает над собой, чтобы преодолеть свой внутренний барьер.
- Будьте терпеливы, и вскоре он будет свободно общаться.
Агрессивность
Агрессивность, по мнению исследователей, является результатом взаимодействия биологических и социальных факторов. Поскольку она встречается у всех видов животных, большинство ученых сходится на том, что у нее есть не только социальная, но и биологическая основа.
Об этом говорит и тот факт, что агрессия у детей возникает лишь в определенном возрасте. Агрессией принято называть такую активность, которая сочетает в себе враждебный настрой по отношению к окружающим, состояние гнева и злости. При этом агрессия может проявляться в частых спорах, провокациях конфликтов, нарушениях установленных правил, оскорблениях.
Понятия агрессия, агрессивность носят отпечаток негативности, что не совсем справедливо. Агрессивность в какой-то мере необходима для самосохранения, овладения знаниями, познания мира. Любовь нуждается в некоторой доле агрессии для завоевания объекта любви. Очень часто агрессия проявляется как гнев, обида на невозможность достижения желаемого, на боль. Агрессия может проявляться как непосредственная разрядка на напряжение. Агрессия может быть открытой или скрытой, пассивной, что выражается в отказе, сопротивлении требованиям окружения. Последние исследования американских психологов показывают, что у некоторых людей есть предрасположенность к агрессивному поведению (выявлен ген агрессии у преступников), и что дети, которые злоупотребляют сладким, во взрослой жизни склонны к агрессии.
Детская агрессия чаще возникает из-за психологических проблем, с которыми ребенок не в состоянии справится. В разном возрасте агрессия (в норме) проявляется по-разному:
- голодный малыш до года может кричать и сердиться;
- годовалый малыш, разозлившись, может ударить маму;
- в полтора года, рассердившись, ребенок кричит так, что взрослые не могут понять, что с ним происходит;
- двухлетний малыш, не раздумывая, ударит по голове лопаткой;
- в три года ребенок уже знает некоторые правила и сначала может поспорить, хотя и драка не исключается;
- в дошкольном возрасте ребенок знает, что драться нельзя, что это причиняет боль;
- у некоторых детей агрессия может быть следствием недостаточности психических ресурсов, т.е. ребенок устает, перевозбуждается и происходит срыв.
В подростковом возрасте агрессия часто отражает трудности в общении, заниженную самооценку, тревожность, ожидание враждебности от окружающих, предпочтение действовать, а не выражать свои мысли словами, недовольство собой (агрессия выступает как компенсация), неудовлетворенность в любви и доброте.
Многие дети проходят период – между двумя и четырьмя годами, – когда удары и кусание являются единственной формой общения, для того чтобы показать это свое состояние, например: «Я сержусь, а ты не понимаешь», или «Я хочу это, а ты не даешь!». Не умея выразить свои желания словами, дети порой склонны прибегать к помощи кулаков или острых детских зубов. Это вполне нормальная стадия развития может превратиться в дурную привычку, если, подрастая, ребенок не научится подавлять свою агрессию. Справиться с агрессивным поведением ребенка на этой стадии развития можно, если взрослые в своем поведении будут придерживаться определенных правил, потому что исследования показывают, что агрессивность передается также через подражание. Одни дети становятся агрессивными, подражая сверстникам, другие – из-за того, что постоянно подвергаются насилию в семье или наблюдают жестокие отношения, где скандалы и драки являются единственным способом решения всех проблем. В таких семьях вся обстановка способствует усвоению ребенком норм агрессивного поведения, потому что добиться своего он может только грубостью, дерзостью и насилием.
Ученые также обнаружили у детей связь между просмотром телепередач со сценами насилия и возникновения склонности к агрессии, есть предположения, что такая агрессия носит временной характер, а если сцены насилия ребенок смотрит каждый день по три-четыре часа? Тогда у ребенка идет подкрепление агрессивного поведения.
Родителей очень часто волнует и беспокоит агрессивность ребенка, даже самые терпеливые вполне справедливо начинают негодовать, если ребенок ударит их, желая дать выход своей злости. До трехлетнего возраста возможны обычные проявления темперамента с короткими вспышками гнева, но настоящая агрессивность для детей такого возраста все-таки не характерна. Если ваш трех-четырехлетний ребенок без конца дерется с товарищами по детской площадке, кусается, набрасывается на маленьких детей, отбирает у них игрушки, так что никто не хочет с ним играть, внимательно приглядитесь, и задайте себе вопрос, что травмирует его дома? Может быть, он пытается ударить других детей, потому что ему хочется стукнуть своего младшего брата, но он боится вас? А может быть, он отнимает игрушки у других, потому что у него своих слишком мало? Или ребенок вообразил, что игрушки – это свидетельство родительской любви?
Очень разумно поступают те мамы, которые на детскую площадку берут с собой сумку со своими игрушками – это способствует возникновению друж