Учитель-логопед Левитина Татьяна Львовна.
Здравствуйте. Меня зовут Левитина Татьяна Львовна.
Я работаю логопедом больше 25 лет. Надеюсь, что информация, которой хочу с Вами поделиться, будет полезной для Вас.
Родителей волнуют разные вопросы:
- Когда должен ребёнок заговорить?
- С какого возраста идти к логопеду и надо ли беспокоиться, если ребёнок не заговорил в полтора года?
- Правильно ли говорит мой ребёнок?
- Что такое ТПМПК и ПМСЦ? Кому дают направление, и куда с ним, с этим направлением, идти?
Я постараюсь ответить на все вопросы, а если вдруг что-то упущу, надеюсь на обратную связь (задавайте, пожалуйста, свои вопросы, а я постараюсь ответить).
Консультация № 1
«Когда должен заговорить ребёнок?»
Обычно с этим вопросом обращаются на консультацию к логопеду родители ясельных групп. Информация для Вас.
Многие специалисты ссылаются на то, что у ребёнка «индивидуальный темп развития речи», и если речь малыша отличается от общих норм – «ничего страшного, приходите после 3-х лет.»
Иногда это действительно так: малыш не говорит, не говорит, а потом вдруг у него появляются развёрнутые фразы и быстро актуализирующийся словарный запас. Так бывает, но редко. Есть множество «но»:
- есть ли проблемы, связанные с неврологией;
- присутствует ли у неговорящего или мало говорящего ребёнка понимание речи, и в каком объёме;
- какое речевое окружение у малыша и т.д.
Если примерно в 1 год и восемь месяцев +/- 2мес. у ребёнка отсутствуют речевые реакции, а Вы еще не были у специалиста – обязательно проконсультируйтесь у (хорошего!) невролога, остеопата (очень хорошего!), и у (адекватного!) логопеда. Рекомендовать специалистов, к сожалению, не имею права, могу только в личной беседе сказать к кому обращалась сама (скайп сообщения).
1) Не тяните до трёх лет. Подумайте сами: «если в 2 – 2,5 половиной года Ваше чадо не говорит, откуда возьмётся соответствующая возрасту речь в 3 года?».
2) Обратите внимание на свою речь! Как Вы общаетесь с малышом? Темп речи придется снизить раза в 3-4, распевайте чуть-чуть слова, чтобы был слышен каждый звук в слове, и не забудьте, что запоминается слово после 5-7 кратного повторения в разных ситуациях. Например, слово «мяч»:
- дома катаем «мяч»;
- папа пришел с работы: «у имя ребенка мяч»;
- мама или папа: «будем играть в мяч, катать, бросать и т.д.»;
- на картинке «мяч»;
- у зайчика «мяч» и т.д.
- мяч большой, мяч круглый, покатился мяч, красный мяч и т.д. (на сколько хватает Вашей фантазии).
- «наш весёлый, звонкий мяч, ты куда помчался вскачь?» и т.д.
(см. стихи А. Барто).
Зачем так много?... Вы ведь не ожидаете от ребёнка, что он встанет на ножки и сразу затанцует , к примеру, фокстрот. Сначала надо научиться ходить, бегать, прыгать, затем слышать музыку, ритм и т.д.
С речью всё то же самое. Сначала - звук, потом слоги, словоформы, затем соотнесение словоформы, слога с предметом, действием и т.д.
Для того, чтобы начала формироваться речь, необходимо достаточное количество речевого общения, достаточное количество повторений, достаточный объём звукового воздействия, и всё это совсем не в быстром темпе.
Короче говоря, ребёнок должен получить определённую дозу речевой нагрузки, чтобы речевой процесс пришёл в действие. Для каждого ребёнка доза речевого воздействия - своя – это и есть, с моей точки зрения, особенность индивидуального пути речевого развития.
Рекомендуемая литература:
Новиковская «Большой альбом по развитию речи»
Тетради KUMON и GACEN 2-4г. (не все, посмотрите сами, что понравится).
Консультация № 2
«Куда и зачем нас послали?»
Что такое ТПМПК и ППМСц? Что за направления на ТПМПК и зачем они нужны?
ТПМПК – территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия для определения образовательного маршрута
ППМСц - психолого-педагогический медико-социальный центр.
В начале учебного года (в октябре – ноябре) логопедами ППМСц , логопедами нашего д/с и курирующих логопедических садов проводится обследование речи детей, посещающих ГБДОУ, на предмет выявления деток с нарушениями речи.
Для того, чтобы детей могли обследовать специалисты не только нашего д/с, но и других учреждений необходимо Ваше согласие, поэтому на группы раздаются опросные листы.
Далее, для воспитанников, которым необходима логопедическая помощь, выписываются направления на ТПМПК для определения дальнейшего образовательного маршрута ( логопедическая группа, логопункт, зрительный сад и т.д.).
В ноябре-декабре эти направления выдаются родителям, по предварительной записи, чтобы не устраивать столпотворение у логопедического кабинета. Родители приходят в назначенное время (без ребёнка!) заполняют документы, получают направления.
Что делать дальше?
Открываем направление и смотрим каких специалистов нужно «пройти»: невролог, ЛОР, офтальмолог (или ортоптист), хирург (или ортопед), психиатр (к этому специалисту желательно идти с заключением психолога и записаться заранее по тел.), педиатр.
«Для чего они нужны (все эти специалисты)?» - спросите вы.
Объясню. Нарушения речи могут сочетаться с нарушениями зрения (в этом случае необходим д/с для детей с нарушениями зрения), с нарушениями слуха
(в этом случае необходим д/с для детей с нарушениями слуха), с задержкой психического развития (тогда нужна помощь дефектолога – группы ЗПР в логопедическом д/с). Заключения специалистов необходимы для уточнения диагноза, для того чтобы определить образовательный маршрут для Вашего ребёнка.
С заполненным направлением (для «прохождения» специалистов – 1 – 1,5 месяца, не больше) Вы записываетесь на комиссию по телефону.
Приходите обязательно вместе с ребёнком (!), чтобы его еще раз посмотрели логопеды, в назначенное время. Если будет организовано выездное заседание комиссии в наше ГБДОУ, в холле и в группах будет объявление,
а у дежурного по саду лист для записи.
В конце апреля – начале мая будет проходить комплектование групп, и Вам сообщат, когда и куда подойти.
Если по каким-то причинам информация отсутствует – не ленитесь, обратитесь к логопедам сами.
Так что наберитесь сил и терпения. До школы можно и нужно решить проблемы с развитием речи и с развитием познавательных функций ребёнка.
В ШКОЛЕ ЭТИМИ ПРОБЛЕМАМИ ЗАНИМАТЬСЯ УЖЕ НЕКОГДА!!! НУЖНО УЧИТЬСЯ!!!
Если Вы решаете для себя, что в дошкольном возрасте все само пройдёт и Вы до школы озадачиваться не хотите, осознайте:
- проблемы сами собой не «исчезнут», и всё, что не отработано до школы, в школе только усугубится и потребует на своё решение времени и сил значительно больше, чем сейчас.
Удачи Вам!
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ:
«ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧИ В ОБЩЕНИИ»
Логопеды, воспитатели и родители работают в тесном сотрудничестве друг с другом. Что не доделывают одни, сказывается на работе других.
Кто за что отвечает прежде всего?
Родители - за лексику, грамматику, фонетический строй (в рамках родительских обязанностей).
Воспитатели - за лексику, грамматику, фонетический строй (согласно программным требованиям).
Логопеды - за коррекцию фонетической стороны речи, используя грамматические упражнения на основе лексики, формируемой родителями
и воспитателями.
Если у ребенка маленький словарный запас, не сформировано «речевое правило» (чувство языка) - это прежде всего упущение родителей и воспитателей, поле деятельности для них.
Логопед не может корректировать фонетическую сторону речи без помощи воспитателей и родителей. Звуки надо автоматизировать на речевом материале, и, если ребенок не понимает больше половины слов, необходимых для его возраста, коррекционная работа растягивается на неопределенный срок.
Как формируется словарь ребенка? Прежде всего - в общении. То, что ребенку сказали, то, чему его научили - то у него и есть. Если с малышом до трех лет практически не разговаривают, то и словарного запаса практически нет.
Как разговаривать с ребенком? Темп речи должен быть несколько замедленным, растяните чуть-чуть гласные звуки, перестаньте разговаривать с ребенком скороговоркой. Из быстрой речи ребенок, в лучшем случае, поймет только два-три знакомых слова, а новые слова не услышит и не запомнит.
Пример. Вы хорошо владеете английским языком? В рамках школьной программы? Отлично! Тогда быстренько (на слух) переведите то, что я скажу:
«base plate with connecting cable». Какие слова вам не понятны? Почти все? Для ребенка вся Ваша речь - словно, иностранный язык, которым он пытается овладеть. Помогите ему!
Первый год - это работа родителей. Появляются первые слова. Кого вижу, того и называю: мама, папа, няня, баба, игрушки (биби, ляля и т.п.). К концу первого года жизни ребенок должен в норме произносить примерно 10 слов.
Это существительные и два глагола: дай, на. Может быть третий глагол - «па» (упал). Может быть - «да» и «нет». Если «да» - будет молчать, если «нет» - будет кричать.
К двум годам словарь возрастает в 20 раз. В речи ребенка должно быть почти 100 существительных. Много существительных, так как много предметов вокруг. Откуда глаголы? Все, что делает ребенок или мама (гуляет, играет, спит, идет, бежит, кушает и т.д.) Глаголы могут быть заменены на слоги, это норма: «де» - идет, «гу» - гулять. Откуда прилагательные? Ребенок в этом возрасте должен знать основные цвета: красный, желтый, синий. Всего – около
30 прилагательных. Они тоже появятся у ребенка только в результате общения. «Ты - большой, маленький; зайчик - хороший ; волк - злой, плохой; ручки - чистые, грязные; сумка - тяжелая; чай - горячий, холодный; суп - теплый, вкусный; конфета - сладкая, и т.п.» - все это сообщают взрослые в соответствующих ситуациях, и не один раз (с одного раза ребенок ничего не запомнит), а пять - семь раз. Так же появляются и модальные слова, наречия: нельзя, можно, надо, красиво, плохо, горячо, холодно, тепло и т.д. К двум годам ребенок должен уметь пользоваться числительными - «один», «два». Как это можно сформировать в процессе общения? Например, во время переодевания. « Вытащим одну ручку, вторую, две ручки; вытащим одну ножку, вторую, две ножки; наденем на одну ручку, на вторую и т.д.» К двум годам должны быть хотя бы два предлога: на санках катался, гулял с мамой и т.д.
В 1,5 года ребенок приходит в ясли, и за его речь несут ответственность
не только родители, но и воспитатели. Если в речи воспитателя: «встали, сели, пошли, так, быстро, и т.п.», - то и в речи ребенка будут эти же слова. Новые слова просто так не появляются, их надо произносить, проговаривать, им надо учить.
К трём годам в речи почти 300 - 500 слов. Словарь увеличивается в 2,5 раза. Должны появиться приставочные глаголы. К Зг. третичными полями закрыт практически весь мозг, и в любом возрасте мы пользуемся мозгом, сформированным в три года! Можно развивать мозг качественно, но база - это Зг! Надо больше рассказывать, объяснять, говорить, говорить, и еще раз - говорить. Рот не должен закрываться. Не «отнекивайтесь» от вопросов ребенка. Если Вы чего-то не знаете, скажите, что Вам надо уточнить или подумать, как лучше объяснить. И на следующий день обязательно объясните. Требуйте от ребенка полные предложения. Они нужны не столько для развития активной речи, сколько для мышления, внутренней речи.
К четырём годам ≈ 1000 слов. Должны быть связки, типа, «потому, что...», «чтобы...», « если..., то...» и т.д. Ребенок должен уметь устанавливать причинно - следственные связи. Но в речи сложные союзы появятся только в случае, если воспитатели и родители их используют в общении. Это не значит, что надо постоянно ставить условия «если..., то...», но в речи должны быть фразы, типа: «Мы пойдем гулять, если будет хорошая погода», «Если будет дождик, мы не сможем пойти гулять», «Когда придет ..., мы пойдем на … занятия» и т.д.
К пяти годам ≈ 2500 - 3000 слов. Должны быть сложные предложения любой структуры, чистые звуки.
Какие выводы из всего сказанного?
1. Разговаривайте с родителями, объясняйте важность общения.
2. Следите за своей речью!
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
ЯСЕЛЬНОЙ И МЛАДШЕЙ ГРУПП ПО ЗКР
Что может сделать воспитатель для формирования звуковой культуры у малышей?
Попробуем разобраться. На что обращать внимание в первую очередь?!
Многие дети приходят в ясли, не умея нормально открывать рот.
Родители мало разговаривают с детьми, речевая мускулатура вследствие этого развита слабо. Ребенок знает, что открывать рот надо или во время кормления, или у доктора. О том, что рот надо открывать, когда говоришь, ему никто
не сказал.
Многие дети были на искусственном вскармливании. У них недостаточно развита «сосательная» мускулатура. А ведь губы нужны для произношения губных и губно-зубных звуков.
Элементарная артикуляция [м, м', п, п', б, б!, в, в', ф, ф'] может быть из-за этого смазанной, нарушается и дифференцировка гласных [а, о, у].
Поэтому, главные артикуляционные упражнения в ясельной группе - это:
1. «Рыбка» - открыть рот, закрыть рот, открыть и т.д
«Открывает рыба рот,
Но не слышно, что поет.»
2. «Лягушка» - растянуть губы в улыбку.
«Тянутся у лягушки губки к ушкам.»
«Квака любит улыбаться,
Рот у Кваки до ушей,
Хоть завязочки пришей.»
«Тянуть губы прямо к ушкам
Очень нравится лягушкам.
Улыбаются... Смеются...
А глаза у них, как блюдца.»
«Доброе утро и солнцу и птицам:
Доброе утро улыбчивым лицам!»
[И]
3. «Слоник» - губы хоботком.
«Подражаю я слону: Губы хоботом тяну...
Даже если я устану,
Их тянуть не перестану.
Буду долго так держать,
Свои губы укреплять.»
[У]
4. «Дудочка» - то же, что «Слоник».
«Мои губы - трубочка –
Превратились в дудочку.
Громко я дудеть могу:
Ду-ду, ду-ду-ду.
Ду-ду, ду-ду-ду.»
«Вдоль по улице иду я
И в большую дудку дую:
Ду-ду-ду да ду-ду-ду,
Я по улице иду.»
5. «Бублик» - губки чуть пошире, чем на упражнении «Слоник».
«Бублик мы изобразили
Плавно губы округлили,
Их теперь нельзя смыкать
Бублик надо удержать.»
[О]
6. «Заборчик» - зубы сомкнуты.
«Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем.
А сейчас раздвинем губы:
Посчитаем наши зубы.»
Объединяем упражнения в комплекс.
«Свои губы прямо к ушкам
Растяну я, как лягушка.
А теперь слоненок я,
Видишь хобот у меня.
А сейчас я дудочка,
Дудочка - погудочка.
Мне понравилось играть
Повторю-ка все опять.»
7. «Качели» - язык то вверх, то вниз.
«На качелях я качаюсь:
Вверх - вниз, вверх - вниз,
Я до крыши поднимаюсь,
А потом спускаюсь вниз.»
8. «Вкусное варенье» - облизать губы.
«Ох, и вкусное варенье!
Жаль, осталось на губе,
Язычок я подниму
И остатки оближу.»
9. «Змейка».
«Язык в змейку превращается,
Упражненье начинается
Вот вперед стремится змейка,
Повторить за ней сумей-ка:
То бросается вперед.
То скорей назад ползет.»
(Движения языком вперед , изо рта, затем обратно.)
«Язык змейкой извивается.
Вправо, влево продвигается.»
(Движения языком из стороны в сторону.)
«Змейка всюду побывала,
А теперь она устала.
Уползает змейка в норку,
Чтоб немножко отдохнуть»
(Язык убрать в рот.)
«Отдохнула - снова в путь.
Змейке нравится играть
И движенья выполнять.»
10. «Шарик» - надуть щеки.
«Шар воздушный, шаловливый,
Непослушный и игривый.
Вот возьму его надую,
С ним на улицу пойду я.»
Упражнения можно делать перед занятиями, перед едой и т.д.
Можно объединять упражнения в связки, например:
У слона воздушный шарик - «Слоник», «Шарик»
У лягушки дудочка - «Лягушка», «Дудочка»
Лягушка дружит с рыбкой - «Лягушка», «Рыбка»
Слон качается на качелях - «Слоник», «Качели»
Змея съела лягушку - «Змея», «Лягушка» и т.д.
Если Вы помогаете ребенку развить мышцы губ, сделать более сильным язычок, в результате, Вы готовите его речевой аппарат к освоению более сложных звуков.
Примечание - Материал по гласным звукам см.: М.Г. Борисенко,
Н.А. Лукина «Чтобы чисто говорить, надо... (развитие общеречевых навыков).
С. – Петербург, «Паритет» 2003г.